Клубы и компании

Автодилеры и клубы автолюбителей наконец осознали, что нужны друг другу. Клубы помогают компаниям укреплять контакты с целевой аудиторией и даже исправлять маркетинговые ошибки. А любители получают от коммерсантов материальную и организационную поддержку

Определить члена какого-нибудь из многочисленных автоклубов в транспортном потоке несложно: заднюю часть их машин украшают наклейки с адресом клуба (www.[любимый бренд].org.ua). Для знакомства достаточно зайти на форум клуба, узнать место встречи (как правило, либо относительно свободный паркинг/площадка, либо кафе/бар/ресторан) и присоединиться. Не обращать на них внимания уже невозможно.

Так, во время слета любителей BMW этим летом организаторам пришлось ограничивать колонну участников, поскольку она могла заблокировать движение в столице, ведь на мероприятие прибыл 921 автомобиль.

От запчастей до мировоззрения

Автоклубное движение в нашей стране стало активно развиваться в последние два-три года, и это совпало с бумом продаж. Более того, такие объединения начали множиться не только по брендовому признаку, но и по модельным линейкам. К примеру, существуют отдельные клубы любителей Daewoo Lanos, Chevrolet Aveo, Lacetti, Evanda и даже клуб любителей Chevrolet Niva. То же происходит и в стане поклонников Hyundai — они создали отдельные клубы для любителей моделей Getz и Tucson. По словам директора по маркетингу компании «Торговый дом ”НИКО”» (импортер Mitsubishi) Никиты Жиглинского, всех этих людей объединяет не только любовь к определенной марке или модели. «Зачастую у владельцев, выбравших одинаковый бренд, интересы во многих областях, далеких от автомобильной отрасли, совпадают. У них схожие взгляды на культуру, развлечения, много точек соприкосновения в мировоззрении. И это способствует сплочению больше, чем решение банальных технических проблем», — говорит Жиглинский.
Автоклубное движение в Украине развивается настолько быстро, что скоро колонны энтузиастов во время своих собраний будут полностью заполнять улицы

Однако у некоторых клубов бывают различия в концепции. Так, компания «АВТ Бавария» (импортер BMW и MINI, дилер Rolls-Royce), которая тесно сотрудничает с «Всеукраинским клубом BMW» и клубом MINI (MINI Lovers) признает, что деятельность двух объединений ведется в разных направлениях. «Клуб BMW был создан для реализации творческих и спортивных интересов его членов — скорее, их можно назвать энтузиастами, больше всего отдающими предпочтение таким ценностям BMW, как мощность, динамичность, маневренность и дизайн. Члены клуба MINI подчеркивают культурологический и даже философский факторы этой легендарной марки», — рассказывает генеральный директор «АВТ Бавария» Александр Тимофеев.

Дилеры приветствуют и поддерживают любые формы активности автолюбителей. Профессиональные маркетологи понимают, что энтузиаст является для своего окружения центром компетенции. К нему за советом обращаются друзья, родственники и знакомые, которые собираются купить машину. Зона влияния клуба с сотней членов охватывает более тысячи потенциальных покупателей.

Весь департамент маркетинга компании «Торговый дом ”НИКО”» участвует в жизни Клуба любителей Mitsubishi. Его члены акцентируют внимание на вопросах этики поведения за рулем. Обычно в потоке автомобилей они ведут себя предельно вежливо, стараются не допускать подрезок, нарушений правил и иных безграмотных маневров. Ведь продемонстрировав специальной наклейкой причастность к определенному клубу, они отвечают за его репутацию. Многих это дисциплинирует. Немалую роль в повышении драйверской культуры играют и организуемые клубами соревнования (одно из самых массовых — Honda Open Cup — проводит Клуб любителей Honda) и трек-дни. Реально оценив свои водительские навыки, автолюбители начинают аккуратнее вести себя на дорогах.

«Клуб BMW, как и клуб MINI, организовались сами по себе, то есть компания ”АВТ Бавария” не участвовала в обсуждении организационных моментов. Но мы являемся членами этих клубов. Для нас важно присутствовать в среде ценителей бренда. Это интересно не только с точки зрения бизнеса, но и для совместного времяпрепровождения», — говорит Александр Тимофеев. Что касается отдыха, то ничто человеческое членам автомобильных клубов не чуждо. Это и совместные вылазки на природу, и баталии в боулинг, и посиделки в кафе. Чего-то экстраординарного, как правило, не происходит.

Не отстает и компания «Автокапитал» (импортер Mercedes-Benz в Украине) — ей удалось организовать с клубом взаимовыгодное сотрудничество. «Мы заметили, что для дилеров Mercedes-Benz информация, которой делятся члены нашего клуба, имеет большое значение, — рассказывает президент Всеукраинской общественной организации ”Mercedes-Benz Клуб Украина” Александр Антонец. — Во время общения они получают отзывы не только о продукте, но и о работе своих дилерских пунктов. В свою очередь, с их стороны поступает оперативная и техническая помощь (консультации по эксплуатации и обслуживанию автомобиля, помощь в проведении ремонтных работ, информация о скидках и программах лояльности) для членов клуба, что значительно усиливает лояльность к марке. Я уже не говорю о регулярных мероприятиях, которые проходят при поддержке импортера, или налаженных дисконтных программах. Нам удается балансировать на соблюдении интересов обеих сторон, в результате чего сотрудничество становится обоюдовыгодным.» К примеру, сейчас члены клуба имеют трехпроцентную скидку на сервисное обслуживание, двухпроцентную — на покупку нового авто, а также множество скидок от 5 до 20% в партнерских магазинах, ресторанах, обслуживающих компаниях. Так что для многих немаловажным является и прагматичный момент членства в таких объединениях. Несмотря на то что марка Mercedes-Benz статусная, в клубе (зарегистрирован в 2005 году) состоят три сотни постоянных членов и шесть-семь тысяч зарегистрированных участников.
Дружеская концепция

Представители компаний подчеркивают, что сотрудничество с дружественными автоклубами должно быть осторожным и взвешенным. «Поддержка движения энтузиастов — задача непростая. Объединения автолюбителей ревностно относятся к своей независимости. Так что даже желание подарить им фирменные футболки может быть встречено фразами типа ”они хотят нас купить”. Поэтому оптимальной формой сотрудничества мы считаем диалог на равных и помощь в решении проблемных вопросов», — говорит Жиглинский. При этом обе стороны приветствуют совместное проведение различных мероприятий. «По традиции мы ежегодно выступаем партнером проведения слета Всеукраинского клуба BMW.

Кроме того, недавно мы организовали поездку членов клуба MINI на международный фестиваль MINI United-2007, который проходил 22–24 июня в Зандвурте, Голландия. Участие в совместных мероприятиях еще больше связывает компанию, представляющую бренд, и поклонников марки», — рассказывает Александр Тимофеев. То есть при взвешенной и продуманной дружеской концепции трудности в общении импортеров и клубов вряд ли возможны.
Организуемые клубами соревнования позволяют автолюбителям реально оценить свои силы, что способствует повышению культуры вождения

Поскольку количество клубов любителей определенных автомобильных марок увеличивается, можно смело утверждать, что все больше импортеров и национальных сборщиков начнут вплотную интересоваться этим явлением. Пока многие компании предпочитают воздерживаться от более тесного сотрудничества с автомобильными клубами из-за небольшого количества их членов, невысокого материального статуса участников (многие импортеры считают, что в клубах любителей собираются владельцы поддержанных авто, чтобы обсудить, где дешевле починить машину), а также неверия в возможности воздействия на потенциальных покупателей. Но даже эти скептики до строчки вычитывают клубные форумы, чтобы найти критику в свой адрес и принять необходимые меры. А значит, мнение энтузиастов перестает быть для них пустым сотрясанием воздуха.

Алексей Алексеев, автор «Эксперт Украина»

«Эксперт Украина» №32 (128)/20 августа 2007

blog comments powered by Disqus